вівторок, 9 червня 2015 р.

...світ навколо..

Хотя точная даты основания самого раннего сооружения – цитадели – неизвестна, но с высокой долей уверенности можно говорить, что закладка состоялась в промежутке между 1414 и 1420 годами.
И если начало строительных работ в Белгородской крепости датируется не раннее чем 1414, то уже ко второй половине 1450-х она сформировалась в известных нам сегодня пределах.
Этот крупнейший из сохранившихся в Восточной Европе оборонный комплекс XV века, больше лишь Московский Кремль, но он и моложе на несколько десятилетий, сегодня находится в провинциальном городке. Но вот в XV веке Белгород на Днестре был крупным и оживленным городом на безлюдных просторах Северо-Западного Причерноморья. Городом-республикой.
Он располагал собственными военными силами, обладал обширными международными торговыми и политическими связями, чеканил свои монеты, и даже обзавелся колониальными владениями – замком Леричи в устье Днепра, отбитым у генуэзцев в 1455.
Официальным языком средневекового города был греческий, на котором название звучало особенно красиво: Аспрокастрон. Численность его жителей была сопоставима с многими крупными западноевропейскими городами того времени.
Благосостояние горожан определялось особым расположением города на оживленных торговых путях, на границе степи и моря. Порт служил перевалочной базой между Западной Европой и странами Азии.
Важнейшим торговым партнером Белгорода был польский Львов. Контакт между двумя городами был настолько тесным, что польский король предоставил налоговые льготы львовским купцам, когда летом 1484 Белгород захватили турки. Чтобы защитить их от угрозы разорения.
В составе Османской империи Белгород оставался до 1812 года, когда без боя перешел под власть России.
Развитие международной торговли определяло многонациональный состав населения Белгорода – генуэзцы, греки, молдаване, татары, армяне, евреи. Предполагается, что в XV веке здесь проживали даже беглые чешские гуситы, внося свою посильную лепту в усиление обороны города.
Могущество городской общины сегодня можно оценить по размерам уцелевшей крепости, площадью более 8 гектаров. На разных этапах к ее строительству были причастны молдавские правители Александр Добрый, Стефан II, Александрел и Стефан Великий, а также местная городская община.В 1793, после поражения в очередной войне с Россией, турки разрабатывают план по кардинальной модернизации крепости. Предполагалось возвести вокруг старой крепости современный на то время бастионный фронт.
Но вместо бастионов было организовано 7 артиллерийских батарей. Земляные насыпи от них сохранялись в крепости вплоть до 1980-х годов. Куда меньше повезло другой твердыне, близнецу Белгорода – дунайской Килие. В 1797 ее средневековые стены снесены, на их месте возник бастионный форт.
При турках крепостные башни Аккермана получают свои названия: "Башня принца", "Башня военачальников", "Башня сухарей", "Белая башня". В наше время топонимика изменилась и приобрела литературно-романтический флер. Башни стали называть в честь Пушкина, Овидия и сокровищ былых веков.
При входе в крепость сегодня виден минарет, который чудом сохранился от крупнейшей мечети турецкого Аккермана – Султанской. Ее фундамент частично раскопан археологами и виден на поверхности.
Предполагается, что именно эту мечеть возвел султан Баязид II после штурма летом 1484.
В крепости всего было 7 мечетей. И дом командира янычар. Ближе к лиману, в Торговом дворе – небольшой хамам конца XV века. Некогда по соседству с ним был разбит сад.
Еще 4 мечети располагались в городском посаде, в пределах ближайшей застройки: Мустафа джами, мечеть Али паши из Дагестана, мечеть Свинцовая, Хан джами....

Немає коментарів:

Дописати коментар